15-21 сентября 2025 года-Неделя безопасности пациента и популяризации центров здоровья
15.09.2525
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О
ВСЕМИРНОМ ДНЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТОВ (17 СЕНТЯБРЯ 2025)
Безопасность
пациентов – это основополагающий принцип оказания медицинской помощи.
Каждый вид,
форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными
рисками для пациентов.
Для
повышения безопасности пациентов необходимы комплексные решения в рамках
системы здравоохранения – широкий спектр мероприятий по улучшению организации
деятельности, в том числе, вовлечение пациентов и лиц, осуществляющих уход для
обеспечения безопасного оказания медицинской помощи.
Безопасность
медицинской деятельности – это отсутствие предотвратимого вреда, рисков
его возникновения и (или) степень снижения допустимого вреда жизни и здоровью
граждан, медицинских и фармацевтических работников, окружающей среде при
осуществлении медицинской деятельности.
Признавая
безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения,
Всемирная ассамблея здравоохранения в рамках 72-ой сессии 25 мая 2019 года
приняла резолюцию WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности
пациентов» и объявила 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.
Глобальная Цель Всемирного дня безопасности пациентов – повышение
глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение международной
солидарности в действиях, направленных на повышение безопасности пациентов и
снижение вреда для пациентов во всем мире, как профессионального сообщества,
так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих
интересы пациентов.
В 2025 г.
для Всемирного дня безопасности пациентов выбрана тема «Безопасная помощь каждому новорожденному и каждому
ребенку», потому что Единичный
инцидент в сфере безопасности педиатрической помощи может повлечь за собой
пожизненные негативные последствия для здоровья и развития ребенка.
Задачи Всемирного дня безопасности пациентов 2025
г.:
1.
Повысить
осведомленность мирового сообщества о рисках, связанных с оказанием
педиатрической и неонатальной помощи в различных условиях, обратив внимание на
особые потребности детей, их родителей и ухаживающих за детьми лиц.
2.
Побудить
правительства, организации сферы здравоохранения, профессиональные органы и
гражданское общество осуществлять долгосрочные стратегии повышения безопасности
помощи, оказываемой новорожденным и детям, в рамках более широких инициатив по
обеспечению безопасного и качественного обслуживания пациентов.
3.
Повысить
роль родителей, воспитателей и самих детей в обеспечении безопасности пациентов
путем расширения просветительской и информационной работы и содействия
активному участию населения в процессе оказания помощи.
4.
Напомнить
о необходимости активизации научных исследований по проблематике безопасности
пациентов при оказании педиатрической и неонатальной помощи.
Тезисы
Всемирного дня безопасности пациентов 2025 г.:
1.
Дети
– не маленькие взрослые. Они нуждаются в индивидуализированной и безопасной
медицинской помощи.
Дети нуждаются в уходе и медицинской помощи, которые соответствуют их возрасту,
весу, стадии развития, медицинским потребностям, способности коммуницировать и
специфическим условиям.
2.
Безопасность
превыше всего, всегда и в любом медицинском учреждении. Дети
подвергаются наибольшему риску при проведении интенсивной терапии и сложных
медицинских вмешательств. Их защита от небезопасного оказания медицинской
помощи должна быть приоритетом.
3.
Наиболее
распространенные причины вреда при оказании медицинской помощи хорошо известны. К ним
относятся ошибки при назначении лекарств и постановке диагноза, инфекции,
полученные во время лечения, проблемы с медицинским оборудованием, таким как
трубки катетеров или мониторы пациентов, а также пропущенные признаки ухудшения
состояния ребенка.
4.
Безопасность
медицинской помощи зависит от наличия надежных систем и командной работы. Залогом
безопасности детей является наличие эффективных и надежных систем,
предоставление медицинскому персоналу необходимой поддержки и вовлеченность в
процесс со стороны родителей и опекунов. Голос каждого имеет значение.
Для
информационной кампании был выбран следующий лозунг: «Безопасность
пациентов – с самого начала!». Ведь каждый ребенок имеет право на безопасное и качественное
медицинское обслуживание с самых первых дней жизни. Однако, ввиду быстрого
роста, постоянно меняющихся потребностей в сфере охраны здоровья и особенностей
заболеваемости, новорожденные и дети раннего возраста подвержены повышенному
риску. Они зависят от взрослых, которые являются выразителями их потребностей и
принимают касающиеся их решения. В зависимости от семейного
социально-экономического статуса дети могут сталкиваться с дополнительными
проблемами, например с отсутствием возможности получения необходимой
медицинской помощи. В силу этих факторов дети в большей степени подвержены
риску вреда при оказании медицинской помощи, если она не адаптирована с учетом
их возраста, роста/массы тела, состояния здоровья и индивидуальных условий.
Все участники
системы здравоохранения стремятся к оказанию качественной и безопасной
медицинской помощи, и тем не менее, по данным Всемирной организации
здравоохранения[1]:
·
примерно
каждому десятому пациенту в процессе
оказания медицинской помощи причиняется вред, а небезопасное оказание
медицинской помощи ежегодно становится причиной более
3 млн случаев смерти;
·
в
50% случаев причинения вреда (один случай на 20
пациентов), в половине таких случаев ущерб здоровью вызван неправильной
диагностикой и, как следствие, назначением лекарственных препаратов;
·
во
всем мире при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред
причиняется 4 из 10 пациентов, при
этом до 80%
таких случаев можно предотвратить;
·
выделение
ресурсов для принятия мер, помогающих сократить масштабы причинения вреда
пациентам, способствует значительной экономии средств и, что еще важнее,
улучшению исходов болезней;
·
нанесение
вреда пациентам может ограничивать мировой экономический рост;
·
несоблюдение
правил безопасности при оказании хирургической помощи является причиной
осложнений почти у 25% пациентов;
·
в
странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 15% всех расходов и рабочей нагрузки в
больницах являются прямым следствием нежелательных событий;
О проблемах в
сфере обеспечения качественной и безопасной медицинской помощи свидетельствуют
обращения граждан, поступившие в адрес Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения, темой большинства из которых являются вопросы качества и
безопасности медицинской деятельности.
В 2024 году в Федеральную
службу по надзору в сфере здравоохранения поступило 186835 обращений граждан и
организаций, из них в центральный аппарат – 101673, в территориальные органы
Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации – 85162.
Основным направлением контрольной и
надзорной деятельности Росздравнадзора является федеральный государственный
контроль (надзор) качества и безопасности медицинской деятельности. В 2024 году
в рамках федерального государственного контроля (надзора) качества и
безопасности медицинской деятельности проведено 1 527 проверок, в 1198 из
которых (78,5% от общего количества проверок) выявлено 7 097 нарушений.
В 2024 году продолжалось развитие контрольно-надзорной
деятельности, реализуемой Росздравнадзором, направленной на предупреждение,
выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны здоровья. Так,
в 2024 году проведено 26129 профилактических мероприятий, в том числе объявлено
21655 (82,9%) предостережения о недопустимости нарушения обязательных
требований, совершено 4474 (17,1%) профилактических визита. Кроме того,
проведено 2102 контрольных (надзорных) мероприятия, выявлено 17666 нарушений
обязательных требований.
В целях снижения административных
барьеров для пациентов и медицинских организаций ведется обеспечение
максимальной открытости результатов деятельности: результаты контрольных
мероприятий размещаются на официальном сайте Росздравнадзора в сети Интернет и
Едином реестре контрольных и надзорных мероприятий. В открытом доступе также
размещаются ответы на часто задаваемые вопросы, ежегодно размещаются в
профилактических целях результаты анализа правоприменительной практики
Росздравнадзора.
В работе по недопущению снижения
ожидаемой продолжительности жизни граждан основные усилия Росздравнадзора были
сосредоточены на контроле за сохранением ресурсов здравоохранения для оказания
амбулаторной помощи на дому пациентам с хроническими заболеваниями, пожилым и
маломобильным гражданам, организацией доставки им необходимых лекарственных
препаратов медицинскими и социальными работниками, а также волонтерами. Это
позволило минимизировать необходимость посещения данными категориями пациентов
медицинских и аптечных организаций в период пандемии и, как следствие,
профилактировать их инфицирование возбудителем новой коронавирусной инфекции.
Обеспечение максимального уровня
безопасности здравоохранения – актуальная задача национального масштаба, для
решения которой требуется объединение усилий всех заинтересованных сторон,
включая государственные, ведомственные, общественные (в том числе пациентские)
организации.
В сентябре 2025 года Минздравом
России совместно с Росздравнадзором и при взаимодействии с представительством
ВОЗ в России запланированы мероприятия, посвященные Всемирному дню безопасности
пациентов:
·
интерактивный опрос для пациентов
и медицинских работников по
актуальным вопросам безопасности пациентов, цель которого – анализ
осведомленности о приоритетных вопросах, связанных с безопасностью при
получении и предоставлении медицинской помощи;
·
проведение
тематических пресс-конференций и брифингов по вопросам безопасности
пациентов с участием представителей ВОЗ в Российской Федерации, представителей
Минздрава России, Росздравнадзора, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также ведущих медицинских,
научных и образовательных организаций в сфере здравоохранения и
профессиональных медицинских сообществ;
·
проведение
тематических
мероприятий, посвященных Всемирному дню безопасности пациентов: интерактивных мастер-классов, лекций,
тематических встреч, «дней открытых дверей» и иных мероприятий, включая
инициативы по привлечению внимания пациентов и их родственников к вопросам диагностики
и важности соблюдения требований по подготовке к диагностическим исследованиям.
·
проведение
Всероссийской олимпиады по безопасности в
здравоохранении – для выявления уровня компетенций в различных
направлениях безопасности медицинской деятельности.
·
проведение
Всероссийского конкурса «Лидер качества в
здравоохранении» – для команд специалистов в сфере здравоохранения,
реализовавших успешные проекты, направленные на улучшение качества и безопасности
медицинской деятельности.
Выражаем
уверенность, что Всемирный день безопасности пациентов привлечет внимание
общественности к вопросам обеспечения безопасности, стимулирует совместную
работу всех заинтересованных сторон и послужит основой для разработки программ
по улучшению безопасности и качества жизни и здоровья граждан в Российской
Федерации.
По всем
вопросам, связанным с подготовкой и сопровождением мероприятий, посвященных
Всемирному дню безопасности пациентов, рекомендуем обращаться в контакт-центр
ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора по телефону
+7(495)980-29-35 (доб. 139) или электронной почте info@nqi-russia.ru.
Информационные
и методические материалы представлены на сайте ФГБУ «Национальный институт
качества» Росздравнадзора в разделе «Всемирный день безопасности пациентов».
Предлагаем также
делиться информацией о наиболее эффективных подходах к организации и проведению
диагностических исследованиях в целях обеспечения безопасности пациентов, а
также информацией о лучших практиках, касающихся обеспечения качества и
безопасности медицинской деятельности, заполнив форму на нашем сайте в разделе
«Банк лучших практик».