+7 (8442) 36-15-06
p30@volganet.ru
г. Волгоград, ул. Ангарская, 114А

Ранняя помощь детям

10.03.2222

Что такое ранняя помощь?

Ранняя помощь детям и их семьям – это комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.

Целевая группа ранней помощи

Право на включение в число получателей услуг ранней помощи имеют дети целевой группы: дети в возрасте от 0 до 3 лет, имеющие ограничение жизнедеятельности или из группы риска.

Выявление детей целевой группы основывается на мониторинге состояния здоровья, особенностей развития и условий проживания детей, дальнейшем анализе ситуации и заключении о том, что ребенок нуждается в услугах ранней помощи. Выявлением детей, потенциально нуждающихся в услугах ранней помощи, могут заниматься следующие организации:

  • медицинские организации;
  • центры социального обслуживания населения;
  • организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы;
  • организации, осуществляющих образовательную деятельность, предоставляющие услуги по присмотру и уходу за детьми в возрасте до 3 лет;
  • центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
  • психолого-медико-педагогические комиссии;
  • дошкольные образовательные организации.

При выявлении потенциальных получателей услуг ранней помощи эти организации пользуются следующими критериями:

  1. Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет, относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (подтверждено заключением психолого-медико-педагогической комиссии)
  2. Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет, имеет статус «инвалид с детства» (подтверждено справкой из МСЭ)
  3. У ребенка в возрасте от 0 до 3 лет выявлено генетическое или хромосомное заболевание (подтверждено справкой из медицинского учреждения)
  4. У ребенка в возрасте от 0 до 3 лет выявлено заболевание, приводящее к основным видам стойких расстройств функций организма (психических; сенсорных; речевой продукции; нейромышечных, скелетных и связанных с движением; других), ограничивающих возможности развития ребенка и его вовлечения в естественные жизненные ситуации (подтверждено справкой из медицинского учреждения)
  5. У ребенка от 0 до 3 лет выявлено нарушение функций организма (психических; сенсорных; речевой продукции; нейромышечных, скелетных и связанных с движением; других), ограничивающее возможности развития ребенка и его вовлечения в естественные жизненные ситуации (подтверждено справкой из медицинского учреждения)
  6. Ребенок от 0 до 3 лет, воспитывается в государственном казенном учреждении
  7. Ребенок от 0 до 3 лет воспитывается в семье, находящейся в социально опасном положении (выявлено и подтверждено районными центрами социальной помощи семье и детям, учреждениями здравоохранения, правоохранительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства)
  8. Ребенок от 0 до 3 лет, семья обратилась самостоятельно в связи с возникновением беспокойства относительно отставания в развитии или ограничений жизнедеятельности ребенка.

Чем занимаются специалисты ранней помощи?

Специалисты в области ранней помощи занимаются абилитацией ребенка.

Слово «абилитация» происходит от латинского слова «habilis», которое означает умелый, компетентный. Под абилитацией понимается процесс помощи и поддержки семьям и детям с функциональными ограничениями. Процесс абилитации направлен на развитие новых функций и способностей в отличие от реабилитации, которая направлена на восстановление потерянных функций и способностей.

Традиционная цель абилитации состоит в том, чтобы улучшить функционирование ребенка, основываясь на его сильных сторонах, возможностях и ресурсах; дать ребенку оптимальные возможности для независимой жизни в будущем, опираясь в этом процессе на его семью.

Таким образом, специалисты ранней помощи не борются с нарушением, а работают по трем направлениям:

  • развитие самого ребенка (развитие общих умений для нормальной жизни и дальнейшего обучения, развитие специальных умений и знаний)
  • приспособление окружающей среды (нет физических барьеров, может пользоваться всем, чем пользуются другие, есть вспомогательное оборудование)
  • обучение окружающих людей (как стать ассистентом, как изменить свое отношение к ребенку с нарушениями, изменение норм и представлений, принятых в обществе)

Современная ранняя помощь направлена на достижение следующих целей:

  • улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях;
  • повышения качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;
  • повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
  • включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи, подготовка ребенка к включению его в сферу образования.

Программа реализуется в специально созданных подразделениях, на основе трансдисциплинарного командного взаимодействия специалистов, в партнерстве с семьей, длительно и непрерывно, в ежедневных жизненных ситуациях, в естественных условиях.